Консультация для родителей «Воспитание ребёнка в труде»
Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладывается в раннем возрасте.
В качестве предпосылок становления трудовой деятельности рассматриваются развитие произвольных движений, развитие орудийных действий, развитие продуктивной деятельности, стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.
На втором и третьем году жизни ребёнок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями( расстегнуть пуговицы, снять колготки и т.п.). овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребёнка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.
На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук. Одевания и раздевания, учатся расстегивать и застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, одевать предметы одежды в определённом порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослого.
В тоже время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом:
Принеси какие – либо предметы, поставь на стол хлебницу, салфетницу,
собрать в коробку кубики с пола и т.д.
Однако, чтобы ребёнок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его,научить соответствующим действиям. Этоосуществляется взрослым как при самообслуживании , так и в процессе хозяйственно- бытового труда. Где ребёнок выступает только зрителем, например: вымыли руки— они стали чистыми; вытерли полотенцем— стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые , глаженные. Эмоциональная реакция взрослого на достижение ребёнком результата формирует у ребёнка стремление к достижению заданных целей. Разъяснение и использование художественного слова взрослым во время осуществления простейших трудовых действий ребёнком позволяет связать процесс действия с результатом и целью: Вымыли руки. Они стали чистые, можно идти обедать.
Обучение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребёнком, в процессе ухода за ним. Обучение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем ряд других действий в последовательности, прямую помощь.
У маленького ребёнка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребёнка. Таким образом, постоянное повторение, объяснение и использование стихов, потешек взрослым в обучении детей раннего возраста трудовым действиям формирует у детей стремление преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.
Предоставляем вам стихи, потешки которые вы можете использовать дома приучая ребёнка к трудовым действиям:
А.Кузнецова
Кто умеет утром сам,
Просыпаться по часам?
– Я умею по часам,
Просыпаться утром сам!
Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко.
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: — Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой,
Я буду сам —
Умываться по утрам!
Ю.Кушак
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
— Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Добавить комментарий