Консультация для педагогов «Формы и методы работы с детьми по формированию у них элементарных навыков безопасного поведения на воде в летний оздоровительный период».
Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Вода – опасная для людей стихия. Даже спокойная водная гладь, несмотря на кажущуюся безопасность, таит в себе угрозы. Причем неприятности обычно случаются не с теми детьми, которые не умеют плавать, поскольку они обычно не заходят в воду глубже, чем по пояс, а с теми, кто достаточно уверенно чувствует себя в воде. Ежегодно с детьми и взрослыми происходят несчастные случаи во время купания, в России тонут 15-20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Поэтому необходимо с раннего детства объяснять меры предосторожности, и учить детей осторожному и безопасному поведению на воде.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей является главной целью дошкольного воспитания. Профилактическая работа по пропаганде знаний о мерах безопасного поведения на воде направлена на обучение правилам поведения на воде и снижение количества несчастных случаев. Всё, чему научается ребёнок в дошкольном детстве, запоминается ярко и откладывается на всю жизнь. Если ребёнка в игровой форме познакомить с правилами поведения на воде и на пляже, обучить его навыкам оказания первой помощи пострадавшим на воде, он это запомнит и сможет применить в реальной жизни.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа по формированию у них культуры безопасного поведения. При этом важно не только оберегать ребёнка от опасностей, но и формировать у детей представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности. В дошкольном возрасте проблематично прививать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры безопасного поведения на воде является наилучшим способом снижения количества несчастных случаев во время летнего отдыха у водоёма и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
Знакомство с правилами поведения на воде осуществляется в различных видах совместной деятельности.
Методы работы с детьми
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Игровые
Формы работы с детьми по данной теме:
- комплексные занятия;
- досуги и развлечения;
- беседы;
- заучивание правил безопасного поведения;
- чтение художественной литературы;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги;
- «минуткибезопасности»;
- моделирование заданных ситуаций;
- театрализованные представления;
- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- сбор фотоматериалов,
- просмотр фильмов, мультфильмов;
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС);
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);
- работа над проектами.
- метод моделирования ситуаций;
- экспериментирование и опыты;
- придумывание сказок на разные темы.
Моменты, связанные с безопасным поведением, включаются в беседы и викторины, чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов по данной теме. Основной деятельностью ребёнка в этом возрасте является игра. Поэтому большое внимание необходимо уделять сюжетно-ролевым, дидактическим играм, играм-драматизациям, игровым проблемным ситуациям. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. В игровых ситуациях детям можно наглядно объяснить, как себя вести у водоёма и во время купания, чтобы не случилось беды, как правильно себя вести и что делать при возникновении экстремальной ситуации. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в предложенных сюжетно-ролевых играх. При совместном просмотре мультфильмов и чтении художественной литературы дети на примере литературных персонажей анализируют их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. При организации викторин особое внимание обращается на точность формулировок вопросов. Викторина, как форма игры имеет особую привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения. Также целесообразно проведение разнообразных конкурсов по данной тематике. Это конкурсы рисунков или творческих работ детей и родителей, спортивные развлечения. Анализируя с педагогом различные проблемные ситуации, дошкольники принимают самостоятельно правильные решения, прогнозируют последствия. Полезно давать такие задания на дом, где дети советуются с родителями, членами семьи. Это позволяет находить общие интересы в общении с родителями, привлекает внимание взрослых к проблемам безопасности на воде.
Педагогические мероприятия реализуют задачи из нескольких образовательных областей. (Например: при проведении специально организованной интегрированной деятельности (беседа и моделирование ситуаций) по теме «Безопасность на воде» осуществляется интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, формирование основ безопасности; «Познавательное развитие»: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы; «Речевое развитие»; «Художественнор-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Проблемные ситуации
- Как избежать опасных ситуаций на водоёмах и как с ними справиться?
- Как оказать помощь при несчастных и опасных случаях на водоемах?
Обсуждаемые вопросы
- Какие основные правила поведения на воде в летний период?
- Какие основные правила пользования водными объектами для купания?
- Какие основные действия в экстремальной ситуации и по оказанию помощи при несчастном случае на воде?
Интернет-ресурсы:
- Онлайн энциклопедия «Защитница Багира — Безопасность детей». Безопасность на воде для дошкольников http://bezopasnost-detej.ru
- Интернет в помощь современным родителям и педагогам http://erudit21.ru/page/1430
- Портал детской безопасности для детей и их родителей spas-extreme.ru
- Азбука безопасности azbez.com
Мультфильмы:
- Уроки тётушки Совы. Уроки Осторожности – Водоёмы. wwwHYPERLINK «http://www.usovi.com.ua/».HYPERLINK «http://www.usovi.com.ua/»usoviHYPERLINK «http://www.usovi.com.ua/».HYPERLINK «http://www.usovi.com.ua/»comHYPERLINK «http://www.usovi.com.ua/».HYPERLINK «http://www.usovi.com.ua/»ua.
- Мультфильм. Смешарики. Азбука безопасности.
- Место для купания.
- За бортом.
- Мультфильм. Сеня. Безопасность на воде летом. https://www.youtube.com/watch
- Водоёмы. Тралик и Валик. Детский развивающий мультик. https://yandex.ru/search/?text
Добавить комментарий