Консультация «Значение живописи в развитии ребенка»
В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый
фрагмент нашего «произведения» — каждая сторона личности ребенка – была яркой и
интересной.
Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даем годовалому
малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложено природой – начиная с
первобытных времен, человек всегда рисовал. И теперь, пока желание свежо, а
любопытство безмерно, пришла пора начинать то, что называется скучным
словосочетанием «эстетическое воспитание» — бесконечное, увлекательное путешествие в
страну пластических искусств.
Детское творчество — целая большая «живая» область самостоятельного своеобразного
искусства, со своими закономерностями, этапами поступательным движением вперед.
Как вы думаете, есть ли, что-нибудь общее между маленьким ребенком и художником
импрессионистом? Оказывается, есть и очень многое. Свобода самовыражения, интерес к
экспериментированию и открытиям, любовь к цвету, живость и смелость рисунка. В
самом деле, малыш самозабвенно проводит самые немыслимые линии, ставит на месте
самые немыслимые линии, ставит на листе самые невозможные по цвету и форме пятна…
Главное для него процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует.
И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают
отношение к миру и себе самому. В 5–6 лет дети уже достаточно опытные «художники».
Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками. А
раскраски воспринимают как уже созданные образы, которые требуют цветового решения.
К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень
образования. Ведь занятия изобразительным искусством развивают не только творческие
процессы, но и помогают усвоению других предметов: таких как математика это
ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный,
горизонтальный, квадратный и т.д.), счет, форма предметов, подготовка руки к письму,
биология – строение растений, животных, человека и т.п.
Одной из важных частей работы по развитию творчества в изобразительной деятельности
детей является работа с цветом. Что такое живопись? Что такое цвет в живописи? Давно
замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, они любят цвет, и их
рисунки отличаются яркостью, красочностью. Но ребенок взрослеет, ему мало только
одного процесса рисования, ему нужен результат. Даже самый маленький ребенок
эстетически воспринимает цвет, и обучать детей законам цвета, его восприятию нужно
как можно раньше. Дошкольник – это очень благодатный для обучения возраст, когда
ребенку все интересно, он впитывает в себя полученные знания и отдает их в виде ярких
красочных рисунков. Если пропустить этот момент то будет гораздо труднее учить детей,
пробудить в них чувство цвета. Мы учим видеть, наблюдать и замечать окружающий
разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных
красок.
Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании
присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более
тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Замечено, что
ребенок применяет яркие, чистые, красивые цвета для изображения любимых героев,
приятные события, а темными изображает нелюбимых, злых героев и печальные явления.
Осваивая цвет, дети начинают использовать его однозначно, земля – всегда коричневая,
небо – синее, солнце – желтое, трава – зеленая и т.п. Особенно это заметно к концу
учебного года, когда в наборах красок одновременно заканчиваются все яркие
насыщенные цвета. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит
лишь средством обозначения предмета. Другое средство выразительности, используемое
дошкольником, – линия. Замечено, что предметы, явления, которые близки ребенку,
любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению,
события изображает нарочито небрежной линией. Как и взрослые, дети очень часто
используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в
изображаемом предмете или явлении то, что на их взгляд особенно значимо. Рисуя
первый снег, ребенок изображает падающие снежинки огромных размеров. Занятия
изобразительным искусством (вопреки расхожему мнению, как о второстепенном,
незначительном предмете, баловстве) развивают и обучают. На занятиях мы и считаем, и
читаем стихи, слушаем музыку, изучаем природные явления, животных, человека,
природу, деятельность людей. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить,
понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребенка в том, что он
рисует: «Тебе что, делать нечего?» Ведь таким образом он познает окружающий мир.
Дорогие родители! Приобретите Вашему ребенку краски, мелки, фломастеры, пластилин,
цветную бумагу, ножницы, клей! Пусть он и дома может свободно заниматься
творчеством. И не надо бояться, что все запачкает красками, пластилином и клеем. Для
этого просто нужно организовать рабочее место и выделить свободных 20-30 минут. Даже
когда Вы готовите ужин или читаете газету – пусть ваш ребенок рядом занимается творчеством.